Наш паровоз, вперед лети!
Текст и фото:
Светлана Татарницева
В прошлом году исполнилось 200 лет Центральному музею железнодорожного транспорта Российской Федерации, что находится в Санкт-Петербурге, на Садовой улице, в саду знаменитого Юсуповского дворца. Этому событию были посвящены торжественные мероприятия, юбилейные выставки, публикации в СМИ…
Довелось побывать в этом удивительном музее и мне, испытать удивление, восторг, уважение к таланту, труду и мастерству и предков наших, и современников…
Первый технический в России, и один из старейших в мире, музей создан в 1813 году при Институте Корпуса инженеров путей сообщения. Отдельный зал учебного заведения был выделен под макеты, модели и приборы, как закупленные в России и других странах, так и созданные в мастерских учебного заведения. В 50-летний юбилей института последовал высочайший Указ, по которому все учреждения, занимающиеся строительством в России, обязывались предоставлять сюда модели не только транспортных сооружений, но и значимых гражданских.
Уникальные альбомы, фотографии, чертежи рассказывают о строительстве Царскосельской, Николаевской, Транссибирской и др. отечественных железных дорог. Здесь хранится более 300 моделей паровозов, тепловозов, электровозов и вагонов, мостов, паромов и многого другого, без чего немыслима железная дорога.
Залы музея
№1 Зарождение железных дорог в России
№2 Мостостроение
№3 Подвижной состав
№4 Железные дороги в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
№5 Строительные и дорожные машины
№6 Макет механизированной сортировочной горки
№7 Локомотивостроение
№8 Вагоностроение
№9 Организация движения поездов.
Поделюсь поразившим меня.
Прежде всего — это макет железнодорожного парома-ледокола «Байкал», демонстрирующий чудеса техники конца ХIХ-начала ХХ веков. Многие отечественные специалисты считают паром, хотя и созданный в Англии, символом того времени: столько труда, гениальных идей было рождено русскими людьми, прежде чем он стал перевозить железнодорожные составы через озеро Байкал!
Грузоподъемность парома составляла 4200 тонн, мощность 3750 лошадиных сил; проработал он 18 лет, сыграл значительную роль в ходе Русско-Японской войны и был взорван бело-чехами во времена Гражданской войны…
* * * * *
В зале, отведенном железнодорожным мостам, большинству прекрасных макетов значительно больше ста лет. Совершенно поразительны мосты на знаменитом Транссибе, например, через Обь и Енисей.
Какие удивительные инженерные находки были использованы для того, чтобы при уровне развития техники позапрошлого века за 2-3 года построить уникальные мосты, служащие и сегодня!
Неоднократно встречается имя профессора Л.Д.Проскурякова – личности не только в русском, но мировом мостостроении. Его уникальное приспособление для сборки пролетных строений моста через реку Енисей демонстрировалось на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
* * * * *
В зале, посвященном Великой Отечественной войне поразительны макеты бронепоездов; с большим мастерством сделана диорама взорванной фашистами и восстанавливаемой железнодорожными войсками станции.
А рядом еще грохочет бой… Очень впечатляет…
* * * * *
Отдельный зал отведен макету действующей сортировочной станции: и дети, и взрослые наблюдают за процессом составления поезда, на мой взгляд, с одинаковым интересом…
* * * * *
На сегодняшний день музей хранит в своих фондах около 65 тысяч экспонатов; ежегодно его посещают более 80 тысяч человек, и я сама убедилась, что залы музея никогда не пустуют… А уж для родителей с детьми это вообще праздник, ведь многие макеты — действующие!
В 90-х годах прошлого века у музея появилось два филиала:
— «Натурный подвижной состав» (открытая площадка на станции «Лебяжье» Октябрьской ж.д.) и
— «Отечественное мостостроение», что расположен в Красном селе в здании «Мостоотряда №19». Попасть туда не так просто, но реально, и хранятся там поистине уникальные модели больших и малых российских мостов, в том числе и знаменитых петербургских!